Umbra.Cursor

Простые сложности

Простые сложности

Меня всегда удивляли две вещи: во-первых то, что часто чрезвычайно сложную идею можно выразить в простых, понятных и даже очевидных словах, а во-вторых, то, что это абсолютно бессмысленно с практической точки зрения.

Возьмем, к примеру, Эйнштейна. Останови на улице любого школьника и спроси: а что, собственно, открыл Эйнштейн? И он, скорее всего, ответит: ну, это… типа… E=mc2! И ведь правда же – это просто! По крайней мере, на первый взгляд. Многие даже смогут объяснить, что E – это энергия, m – масса, а c – скорость света. А теперь внимание, задачка на миллион долларов: используйте это простое знание. Как? Ну не знаю: вот возьмите и получите эту энергию – согласно формуле. Любым удобным для вас способом. Хотите – электростанцию стройте. Атомную. Хотите – ядреную бомбу собирайте. Можете себя ни в чем не ограничивать.

Ну что? Все уже не так просто, как казалось минуту назад, правда? Выясняется, что для того, чтобы использовать это простое знание, нужно знать нюансы: то, что  энергия это не просто “энергия”, а энергия покоя, масса тоже не простая, а релятивистская, и скорость света имеется ввиду не абы где, а в вакууме. А еще нужно помнить преобразования Лоренца и понимать, как, собственно, и из чего этот пресловутый E=mc2 выводится. Для начала, для общего развития, так сказать. А потом вам потребуется все остальное: несколько профильных кандидатских степеней, куча денег и доступ к очень специфическим ресурсам. Спросите у иранцев, как им “просто”, если мне не верите.

Это была “простая сложность” первого типа: чтобы использовать такое знание, нужно обладать массой других знаний, гораздо более сложных.

Но это еще не все. Барон Майер Амшель Ротшильд, основатель одной из богатейших в мире династий, как-то сказал: “покупай дешево, продавай дорого”. Эта идея кажется не только простой, но и дико банальной, самоочевидной: ну какой же дурак будет покупать дорого, а продавать дешево?! Да их более 90% на рынке ценных бумаг, этих несчастных идиотов! Сейчас объясню почему.

Если развернуть идею “покупай дешево, продавай дорого” в управленческую технологию применительно к фондовому рынку, то получится примерно следующее: чтобы действительно заработать, играя на бирже, не имеет смысла поддаваться общему настроению рынка и вкладываться в быстрорастущие, перспективные акции. Таких “умников” много и, скорее всего, эти акции будут серьезно переоценены к тому моменту, когда вы обратите на них внимание.

Что будет потом – хорошо известно: пузырь доткомов, ипотечный пузырь – все они рано или поздно лопаются, оставляя тех, кто в них вложился, у разбитого корыта. Но деньги-то не исчезают бесследно! Они просто переходят в другие руки. В руки тех, кто покупал эти акции тогда, когда они стоили дешевле бумаги, на которой были напечатаны, и продал тогда, когда они начали стоить действительно дорого. Тех, кто играл против рынка.

Самое забавное состоит в том, что даже это знание ничем вам не поможет. Пытаться предсказывать тенденции на рынке ценных бумаг так же бессмысленно, как предсказывать результаты игры в рулетку: какое-то время можно угадывать, но в итоге в выигрыше остается только казино. В этом парадоксальном мире слишком часто хвост виляет собакой, а не наоборот. В краткосрочной перспективе не рынок растет и падает, получая какие-то новости, а новости (задним числом) объясняют движения рынка. И если вы не Goldman Sachs или JP Morgan, которые сами по себе могут серьезно влиять на рынок, создавая нужное им движение котировок, или не инсайдер, имеющий доступ к эксклюзивной информации, то лучше забирайте свой совочек и идите из этой песочницы подобру-поздорову.

Это “простая сложность” второго типа: чтобы использовать такое знание, нужно обладать определенными качествами, часто – уникальными.

Есть и другие “простые сложности”, но и у них есть своя беда. Например, замечательная фраза Николо Макиавелли: “Государь не должен иметь явных пороков”. Для большинства это – пустой звук. У нас ведь (пока?) не монархия. Как это использовать? А для Владимира Тарасова (основателя Таллинской школы менеджмента) это – четкий рецепт, понятная управленческая технология, суть которой можно сформулировать так: руководитель компании очень сильно влияет на корпоративную культуру. Любой его “порок” – лень, трусость, пьянство – воспринимается подчиненными как разрешение или даже повод не особенно напрягаться на работе: “а почему это я должен вкалывать, если этот приезжает на работу только к обеду, да еще и явно с бодуна”? Или: “зачем я должен быть пунктуальным, если директор каждый раз опаздывает на планерку на полчаса”?

Соответственно, борясь со своими “пороками”, руководитель резко повышает эффективность организации. Но мы же все – живые люди, со своими недостатками, правда? Тогда вникаем глубже: если у руководителя объективно есть недостатки, он должен по возможности сделать так, чтобы они не были явными, не отравляли корпоративную культуру, не разрушали тот положительный образ, которому вольно или невольно будут подражать подчиненные.

Это “простая сложность” третьего типа: чтобы использовать такое знание, нужно сначала понять, что это – именно знание, а не просто красивые, хоть и пустые слова.

Наверное, это и есть самое сложное и ценное одновременно: в простых, обыденных вещах находить мудрость и применять её с пользой. Надеюсь, когда-нибудь я этому научусь..

Exit mobile version