Umbra.Cursor

Лучше буду сиротой

Государство и народ

Специально для общественного сетевого движения «Открытая Россия», оригинал статьи – https://openrussia.org/post/view/12739/

Наше государство напоминает мне трансвестита с раздвоением личности: то натягивает юбку и заявляет, что теперь оно — Родина-мать, требует любить себя беззаветно, а затем зовёт куда-то (обычно — умереть за неё на полях очередной бессмысленной войны), то рядится во френч и пышные усы, предлагая считать себя мудрым, суровым и справедливым Отечеством.

Образ отца в государственной пропаганде — старый трюк. Сначала у нас был царь-батюшка, затем Сталин — «отец народов», а на постсоветском пространстве прекрасно сосуществовали «отец всех туркмен» (туркменбаши) Ниязов и белорусский «батька» Лукашенко.

Несмотря на то, что в РФ соответствующий титул звучит чуть скромнее — «национальный лидер», миф о государстве-отце у нас эксплуатируется точно так же.

Основная идея этого мифа проста: отца (и, разумеется, государство в его образе) нужно уважать и слушаться без разговоров, потому что:

Уверовавший в это народ — мечта любого правительства. Выбирает кого скажут, довольствуется малым и не ропщет, если что-то идёт не так. Любимых детишек государство балует щедрыми подарками, сирых и убогих — поддерживает по мере возможности, а непослушных — ставит в угол. Не по законам, а «по справедливости» — как оно эту справедливость само понимает.

Если народ чем-то недоволен, то ему дозволяется пожаловаться на это «папе» — тихо и с уважением. Требовать, скандалить и пытаться навести порядок самому — запрещено. При малейших попытках «качать права» и посягать на «папин» авторитет раздаётся грозный окрик, а за ним прилетает затрещина.

Удивительно, но большинство вполне взрослых и самостоятельных с виду людей в РФ с удовольствием играют с государством в эти абсолютно иррациональные детско-родительские отношения. Не хватило чего-то в детстве? Гены такие? Просто нравится так жить? Да на здоровье! Давайте только отдавать себе отчёт, что наш общий «папа» — лентяй, забулдыга и дебошир, которого, по-хорошему, давно пора лишить родительских прав.

Папа может

Начнём с «папиной зарплаты», то есть госбюджета РФ. На первый взгляд всё выглядит неплохо: доходы федерального бюджета выросли с 3,4 трлн.руб. в 2004 до 15 трлн.руб. в 2015 году. 

Рост больше чем в 4 раза! Впечатляет, правда?

Увы, это не означает, что мы стали за это время жить лучше в 4 раза. Большая часть этого прироста — инфляция, которая за этот же период составила по официальным данным 306%, то есть денег в бюджете стало больше в четыре раза на бумаге, а в реальности — только на четверть.

Но ведь и четверть — это очень неплохо? Да, если не учитывать ещё одно обстоятельство: в РФ кроме федерального бюджета есть ещё два типа бюджетов — региональные и муниципальные. С 2000 по 2005 была проведена бюджетная реформа, в результате которой налоговые доходы были существенно перераспределены в пользу федерального бюджета, доля региональных бюджетов в госрасходах снизилась с 56,6% в 1998 до 39,7% в 2014 году, а с 2010 года падают государственные инвестиции в регионы.

Проще говоря, Москва тянет одеяло на себя, постепенно отбирая деньги у регионов. Тем, кому оставшегося не хватает, федеральный центр выдаёт немножко на поддержание штанов, а Чечне — ещё и на строительство фонтана за 60 млрд. руб. Это перераспределение добавило федеральному бюджету ещё 10-20%, отняв столько же у муниципальных и региональных бюджетов. То есть роста бюджета практически нет.

При этом среднегодовые цены на нефть за этот же период выросли с $38,3 до $98,9 за баррель, резко увеличив поступлений в казну. В этот момент мы ещё глубже сели на нефтяную иглу, плюнув на развитие экономики и надеясь на то, что поток нефтедолларов не иссякнет никогда.

Следующий вопрос — эффективность расходования этих шальных денег. И вот тут нужно сделать небольшое отступление: вы, наверное, видели квартиры забулдыг-алкоголиков? Сколько бы они ни зарабатывали, у них всегда обшарпанные стены, гнилые трубы, аварийная проводка и убогая обстановка.

У нас всё абсолютно точно так же: износ электросетей составляет 60-70%, генерирующих мощностей — около 65%. Средний возраст электростанций — 37 лет, из них 3/4 были построены с 1959 по 1988 гг. Пока мощностей было достаточно (только в 2012 году мы вернулись к уровню потребления 1991 года, да и то ненадолго), никто не беспокоился об их модернизации. За это мы сейчас расплачиваемся низкой эффективностью энергетики и ростом числа аварий на электростанциях.

Со столпом российской экономики — нефтяными и газовыми трубопроводами — ситуация ещё хуже. В Газпроме износ магистральных газопроводов ещё в 2012 г. достиг 71%, компрессоров — 90%, скважин — 77%.

Если мы посмотрим на железные дороги, то там ситуация не лучше. Уровень износа подвижного состава ОАО «РЖД» составляет около 69%. Примерно 9,8 тыс. локомотивов (46,2% парка) находятся за пределами срока службы, а их возраст составляет более 30 лет.

О ЖКХ на этом фоне и говорить нечего: по данным Ростехнадзора, износ теплосетей составляет 60-70%, ТЭЦ — около 60%, котельных — около 68%. В капитальном ремонте нуждается более половины многоквартирных домов — около 1,6 миллиона. А по официальным данным Росстата доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда РФ в 1990 году составляла 1,3% (32,2 млн.кв.м.), в 2000 году — 2,4% (65,6 млн.кв.м.), а в 2011 году — уже 3% (98,9 млн.кв.м.).

Вообще, Росстат традиционно показывает более скромный процент износа основных фондов. В среднем по экономике за 1991-2014 гг. он вырос с 35,4% до 49,4%, но при этом нужно понимать, что Росстат завышает ожидаемые сроки службы в два и более раз.

Например, в строительстве ожидаемый срок службы основных фондов 25 лет, фактический — 11 лет, а средний срок службы ликвидированных основных фондов — всего 8 лет. Это означает, что мы считаем вполне нормальным оборудование, которое давно пора бы списать. Кому нужен этот самообман — непонятно.

Положение дел в стране показывает, что несмотря на нефтяные сверхдоходы мы не только не развиваемся, а ещё и активно проедаем запасы, доставшиеся в наследство от СССР.

Куда же делись деньги? О, это отличный вопрос! Туда, куда обычно спускают деньги забулдыги — на гулянки с дружками (Ротенбергами, Тимченко и иже с ними) и бессмысленно широкие жесты. У нас нет современной инфраструктуры и промышленности, зато менеджеры госкорпораций получали беспрецедентно высокие вознаграждения, до последнего года росло число долларовых миллиардеров, мы строили мосты в никуда и провели самую дорогую олимпиаду в истории человечества за 1,5 триллиона рублей.

Мало того, в хмельном угаре «папаша» перессорился со всеми соседями и теперь с ним никто не хочет иметь дел. В долг, конечно же, ему тоже никто давать не хочет — все понимают, что с возвратом могут возникнуть сложности, да и желания помогать тому, кто поливает тебя оскорблениями, ни у кого не возникает.

Хочу в страну

По идее, на этом любые игры в патернализм нужно заканчивать. Сейчас его пытаются замаскировать обёрткой из патриотизма, в советские времена — коллективизмом, ещё раньше — промыслом божьим, но в какую бы упаковку его ни поместили, нужно помнить несколько банальных вещей:

  1. Представители государства — президент, правительство, дума, министерства, ведомства и руководство политических партий — это абсолютно чужие нам люди, никто из которых не стоял у нашей колыбели.
  2. В силу многих причин эти люди не самые умные и уж точно не самые честные, поэтому они часто ошибаются и ещё чаще — врут.
  3. У них есть свои собственные интересы и свои дети, поэтому о нас и наших проблемах они склонны заботиться в самую последнюю очередь, если у них нет другого выхода.
  4. Всё, что они нам дают (медицина, образование, охрана правопорядка), на самом деле не бесплатная халява, а наши же налоги, часть из которых они украли, а ещё часть — бездарно растратили.
  5. Наказывать нас может только Закон, перед которым мы с чиновниками равны, а их попытки поставить себя выше нас — уголовное преступление, которое мы не должны спускать им с рук.

Жизнь внутри искусственно созданного мифа об Отечестве всегда чревата одним и тем же: сначала сломом судебной и избирательной систем, затем — разрушением экономики, и, в конце концов, развалом страны.

Мне кажется, что это — слишком высокая цена за детские комплексы и нежелание взрослеть, поэтому позвоните своей маме, поговорите с папой, но не позволяйте себя «усыновлять» жуликоватым ребятам из администрации президента, ловко жонглирующим громкими словами.

Хватит с нас Отечества, да и Родину тоже к чертям собачьим — надоело. Про Державу и слышать не желаю, даже Государство уже набило оскомину. Хочу жить в стране. Да, вот так — в стране с маленькой буквы. Потому что только в такой стране можно быть Человеком и Гражданином, а не дойной коровой и пушечным мясом.

Exit mobile version