Продолжая разговор о месте и роли пролетариев в жизни общества, нельзя обойти стороной главных гробовщиков низкоквалифицированных сотрудников — роботов. Звучит это как начало фантастического рассказа, но реальность вполне прозаична.
Промышленные роботы становятся всё более совершенными, универсальными и дешёвыми, медленно, но уверенно вытесняя из промышленности низкоквалифицированный персонал. Огромные сборочные линии, на которых раньше трудились сотни людей, теперь безраздельно принадлежат бездушным железякам. Роботам не нужны перерывы на обед, отпуска и больничные, они не бастуют и не требуют повышения зарплаты, их легко перевезти в любое место, им не нужно выплачивать пособие при увольнении и их можно продать, в конце концов!
Уже сейчас большинство специальностей в промышленности сводится к трём вещам:
- установить робота,
- обслуживать робота,
- не мешать роботу работать.
Есть только одна закавыка: для этого требуются мозги и профильное образование. Наши «работяги» в большинстве своём для этого непригодны.
Чем дальше, тем уже будет становиться круг специальностей, в которых человек будет конкурентоспособен. Сейчас, например, в РФ самая большая группа занятых это водители и машинисты подвижного оборудования. 6,8 миллиона человек (каждый десятый работающий) что-то водит, чем-то управляет. Вспомните лифтёров. Сколько ещё времени будут нужны водители? Год, десять лет, двадцать?
Технически проблема автопилота для автомобиля уже решена. 8 октября 2005 года автомобиль-робот команды Стэнфордского университета самостоятельно прошёл маршрут длиной 211,8 километра по каменистой пустыне Мохаве. 3 ноября 2007 года роботы проехали 96 километров уже в городских условиях, соблюдая правила движения, учитывая знаки и двигаясь в потоке. Вопрос теперь только в том, когда прототипы от Google и Apple, которые уже колесят по дорогам, станут достаточно дешёвыми для массового производства.
Представьте себе водителя-дальнобойщика, который никогда не превышает скорость, не засыпает за рулём, всегда держит дистанцию, экономит топливо, может ехать круглые сутки, не пьёт и не требует зарплаты? А ведь с появлением автопилотов это может стать реальностью. Понятно, что потребуется дополнительная инфраструктура, чтобы обслуживать такие машины, но в конечном итоге игра стоит свеч.
Это частный пример, но он показывает общее направление: автоматизировать можно практически всё, что угодно, дело только в цене. Это означает, что занятость постепенно будет перераспределяться в пользу нескольких видов работ:
- Самый тяжёлый, опасный, грязный и низкооплачиваемый труд, где роботов использовать просто невыгодно;
- Работа, где всё ещё важно общение с живым человеком — в сфере обслуживания, торговле, образовании, медицине;
- Высококвалифицированная физическая работа — обслуживание, программирование, настройка и ремонт автоматизированных систем;
- Креативный интеллектуальный труд — наука, искусство, культура, развлечения, маркетинг, менеджмент.
Причём нас никто не спросит, хотим мы этого или нет. Перераспределение произойдёт само собой, в силу экономических обстоятельств. Мир устроен просто:
- либо вы умеете придумывать iPhone и организовывать его производство,
- либо обслуживаете линию, на которой производятся его компоненты,
- либо обслуживаете первые две категории работников за сравнительно скромную плату,
- либо вам придётся собирать iPhone по 12 часов в день за чашку риса.
Некоторое исключение из этого правила составят те, кому повезло родиться в нужном месте — в странах «золотого миллиарда», но об этом — в следующей части.
Разумеется, iPhone — не более чем фигура речи. Вы можете заменить его чем угодно — телевизором, автомобилем, кинофильмом или фрезерным станком — суть не изменится. Вы либо участвуете в производстве чего-то полезного, либо обслуживаете тех, кто это делает. И вот тут начинается самое интересное, то, чего история до сих пор не видела.
Раньше, чтобы что-то произвести, было нужно собрать несколько человек высочайшей квалификации, ещё немного — средней и очень много — низкой. Этот набор соответствовал распределению в обществе людей с различным уровнем интеллекта и образования, так что все были при деле. Сейчас эта пирамида плавно переворачивается — для современного производства в основном нужны умные и подготовленные работники (их сейчас очень не хватает), а вот спрос на низкоквалифицированные кадры падает и их теперь избыток.
Один из самых интересных вопросов ближайшего будущего — что же делать со всеми теми, кто оказался лишним на этом празднике жизни?
[ продолжение — «Золотой миллиард» ]
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0