Umbra.Cursor

Креативный доводчик

neuro_face.jpg

«Грым загрузил зародыш своего недоумения и печали в креативный доводчик, потыкал по направлениям «сердечней», «искренней» и еще субоси «сэллинджер», которая выскакивала на последних секторах задушевного форсажа».

Cо дня выхода романа Пелевина S.N.U.F.F., цитату из которого вы только что прочли, прошло 5 лет. За это время нейронные сети сделали несколько уверенных шагов вперёд, и уже заносят свою электронную ногу для пинка под зад огромному числу людей, до сих пор считавших себя представителями «креативного класса».

Началось всё с невинного распознавания образов для улучшения поиска по картинкам Google: искусственную нейронную сеть учили отличать собачек от кошечек и вообще разбираться, что изображено на фотографиях и рисунках.

Для проверки работы алгоритма, нейронной сети попробовали подсунуть зашумлённое изображение, чтобы она нашла в нём знакомые образы и утрировала (усилила) их. В результате родился новый жанр изобразительного искусства — «инцепционизм» — сюрреалистичный и даже пугающий.

Не так давно нейронные сети научились стилизовать любую фотографию под произведения известных художников, комиксы, карандашные наброски и ещё чёрт знает что, причём делают они это великолепно. (Можно скачать бесплатное приложение Prizma для iPhone и самостоятельно с ним поэкспериментировать.)

На обработке изображений всё не закончилось — сотрудники Яндекса создали «автопоэта», который научился рифмовать поисковые запросы, складывая из них целые стихотворения. Получилось забавно:

забвенье сознанье забвенье
таблица размеров планет
мгновения или мгновенья
законы искать интернет
простые стихи и раскраски
конституционный надзор
сценарий рождественской сказки
кружки развивать кругозор
в ночи ли проснусь я усталый
забыть ничего не понять
затворник полёт шестипалый
как правильно смысл уточнять
челябинск купить вибропояс
три года аккорды скачать
забвение права на поиск
фамилия подпись печать

А буквально несколько дней назад сотрудники Яндекса выпустили альбом «Нейронная оборона», состоящий из песен и стихов, написанных роботом в стиле Егора Летова. На мой взгляд, получилось вполне убедительно.

И вот тут возникает простой вопрос: а дальше-то что? С тем, что рабочих заменят роботы на конвейерах, а водителей — автопилоты, и миллионы людей останутся без работы, мы уже почти смирились. Но теперь машины покусились на святая святых и исконную вотчину Homo Sapiens — интеллектуальный труд!

Los Angeles Times, Associated Press, Forbes и другие СМИ уже начали использовать роботов для оперативного создания финансовых сводок, описания результатов спортивных матчей или информации о погоде, а сейчас нейронные сети становятся конкурентами художников, музыкантов, переводчиков, биржевых брокеров и даже писателей.

Означает ли это, что не только ручной труд, но и творческие профессии скоро уйдут в прошлое, как ушли профессии лифтёра, наборщика в типографии и телефониста, например?

И да, и нет. История человечества подсказывает, что каждый технологический скачок в любой области приводит к тому, что самые примитивные и трудоёмкие функции в ней автоматизируются, а производительность труда и конкуренция из-за этого резко растут.

Похожая ситуация уже произошла с фотографами. Раньше, чтобы сделать фотографию, нужно было как следует потрудиться: зарядить плёнкой аппарат, вручную выставить экспозицию, диафрагму и фокус, сфотографировать что-нибудь, со всеми предосторожностями извлечь плёнку, проявить её, напечатать негативы, затем позитивы, зафиксировать их, промыть, высушить и только тогда увидеть результат своего труда — если повезёт.

Сейчас любой дурак с мобильным телефоном за секунду может сделать снимок лучшего качества, чем делал профи десять лет назад, ещё за секунду наложить на фото спецэффекты, которые раньше требовали часов кропотливой работы дизайнеров, а за следующую секунду опубликовать его в Instagram, сделав доступным миллионам людей (для этого когда-то были нужны целые издательства и типографии).

И что, профессиональные фотографы пропали, как класс? Вовсе нет. Они больше не умеют возиться с химреактивами, но зато разбираются в сложной профессиональной аппаратуре, владеют графическими пакетами, понимают, что такое композиция и колористика, умеют работать с осветительным оборудованием и так далее. Это отличает их от дилетантов и позволяет успешно с ними конкурировать. Точно так же и блогеры не вытеснили полностью профессиональных журналистов, хотя писать и публиковать свои тексты сейчас может каждый.

Для нас всё это означает, например, что с развитием интеллектуальных систем рекламному агентству вместо десятка копирайтеров понадобится всего один специалист, который сможет генерировать рекламные тексты в промышленных масштабах с помощью готовых алгоритмов. Но, в то же время, появится сотня желающих занять место этого специалиста — ведь выдавать более-менее приличные тексты после их обработки машиной сможет любой школьник.

Эта тенденция, когда десять профессионалов заменяются одним, но зато появляется сотня любителей, может полностью перевернуть наши привычные представления о работе.

Раньше, чтобы выжить, люди в подавляющем большинстве должны были много трудиться — вне зависимости, нравилось им это или нет. Уже сейчас в развитых странах такая необходимость исчезла. В США в сельском хозяйстве заняты всего 2% населения, в промышленности — 6%, в строительстве — 3%, производством товаров заняты 9%. Всё остальное — услуги, образование, здравоохранение, государственное управление и так далее — важные, но не критичные отрасли.

Судя по начинающимся экспериментам с безусловным базовым доходом в Финляндии, Нидерландах, Канаде и Намибии, работа из необходимости скоро превратится в привилегию. Люди будут получать деньги за то, что ничего не делают, а за удовольствие быть фотографом, писателем, художником, музыкантом или даже парикмахером новичкам, вероятно, самим придётся заплатить.

Зарабатывать деньги своим трудом смогут только самые квалифицированные и опытные специалисты, вооружённые лучшим профессиональным оборудованием и сложным программным обеспечением.

Впрочем, жить всё равно станет интереснее. PowerPoint научится сам подбирать в сети подходящие иллюстрации для слайдов, а Facebook сможет проанализировать ваши фотографии, статусы и переписку, чтобы автоматически написать за вас ваши мемуары. Например:

«В конце июля мы с друзьями отдыхали в Греции, на живописном побережье рядом с небольшой деревушкой под названием Ахарави. По вечерам мы любили наблюдать за заходом солнца, которое опускалось прямо в море, окрашивая облака в нежно-сиреневые тона. Когда-то на этот берег высаживались войска Александра Македонского, а сейчас белый песок облюбовали голозадые малыши со своими родителями.»

Чтобы сгенерировать всё это, достаточно распознать пару фотографий и получить из Википедии справку по геотегу из места их съёмки.

Instagram будет автоматически убирать на фотографиях жирные бока, двойные подбородки и прыщи, а так же начнёт предлагать пользователям те фильтры, фотографии с которыми по статистике набирают больше лайков.

Уверен, что очень скоро в текстовых редакторах появится возможность одним нажатием клавиши изменить стиль написанного на «деловой», «дружеское письмо», «для детей», «художественный текст» (с вариантами от Достоевского до Стивена Кинга) или «поэзия» (опять же, от Бёрнса до Маяковского).

А ещё я очень надеюсь, что нейросети избавят нашу письменную речь от совковых канцеляризмов и штампов — очень уж надоело читать все эти «на данном этапе», «выступает в качестве», «является», «к ним можно отнести», «в силу того, что» и так далее. Этап нам никто не давал, выступает только пот на лбу, является Христос народу, и носить тоже ничего никуда не нужно.

Было бы здорово загрузить в редактор фразу типа «в силу того, что на данном этапе социально-экономического развития общества к важнейшим факторам обеспечения роста ВВП можно отнести повышение уровня образования, обучение является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства» и получить на выходе лаконичное «чтобы экономика росла, государству нужно развивать образование». И это — из статьи на 10 страницах.

Единственное, что меня смущает, — это увеличивающийся разрыв между основной массой людей (потребителями) и теми, кто действительно будет востребован как профессионал. Для одних появится возможность одним нажатием клавиши получить приемлемый результат из сколь угодно сырого интеллектуального продукта, а другим придётся годами изучать сразу несколько сопредельных научных дисциплин, чтобы оставаться на высоте.

Если так и будет продолжаться, то наш вид Homo Sapiens (Человек Разумный) со временем распадётся на два подвида: Человек Сверхразумный и Человек Толковый (или, что вернее, Человек Туповатый). Все предпосылки для этого уже есть, вот только в какой из них попадём мы с вами — это ещё очень большой вопрос..

Exit mobile version