Umbra.Cursor

Проблема самокатов

Проблема самокатов

Они повсюду, и они ужасно бесят. Бесят лежащие на тротуарах самокаты. Бесит наглое бренчание их звоночков прямо над ухом. Бесит то, что они занимают и без того узкие тротуары. Бесит полное игнорирование ими правил дорожного движения. Бесят их регулярные столкновения с пешеходами, машинами, столбами и друг другом. Но больше всего разумеется, бесят улыбающиеся, счастливые лица самокатчиков. Этого у нас не прощают.

К тому же электросамокат это прогрессивное, высокотехнологичное средство передвижения. Импортное на 100%. Не потребляющее нефть и экологичное. Доставляющее людям радость, дарящее чувство полёта и (пускай лишь иллюзорной) свободы! Даже странно, что самокатчиков до сих пор не приравняли к экстремистам, и доблестная Райхсгвардия не давит их прямо на улицах своими автозаками – настолько они чужды нынешней России.

Впрочем, нельзя сказать, что государство не работает в этом направлении. Еще в прошлом году Минтранс предложил изменения в ПДД, вводящие понятие СИМ (средства индивидуальной мобильности) и призванные придать им официальный статус. Как водится, первая версия этих изменений получилась умеренно бесполезной: в ней разрешалось то, что и так делают самокатчики, запрещалось то, что всё равно невозможно проконтролировать, и не решалось то, что действительно важно. Так у нас обычно и делается, а милые вертухайскому уху слова «запретить, ограничить, усилить ответственность» появляются в последующих редакциях.

В этот раз задача оказалась законодателям не по зубам: средства индивидуальной мобильности это не только самокаты, но и сегвеи, гироскутеры, моноколёса, одноколёсные флай-борды, маунтин-борды, ролики и ещё чёрт знает что. С учётом возраста, образа жизни и интеллектуального уровня всё это находится за гранью понимания наших законотворцев: это же не сбор валежника, блокировка интернета или травля иноагентов – тут думать нужно, чтобы ни одна хитрая жопа с электрическим моторчиком не осталась неучтённой и безнаказанной.

Депутаты бьются, чтобы сложить буквы закона во что-то посложнее слова из трёх букв, пешеходы пытаются выгнать самокаты и моноколёса с тротуаров, автомобилисты – с проезжей части, а парки в это время один за другим запрещают вход с самокатами и вообще с любым электротранспортом.

Очень показателен в этом смысле пример петербуржского парка «Елагин остров», администрация которого в августе 2020 года провела опрос, предложив респондентам выбрать один из трёх вариантов:

В опросе приняли участие около 2,8 тысяч человек. Против запрета велосипедов и самокатов высказалось 37,7%, за запрет — 33,4% респондентов, еще 28,9% участников решили, что действующего ограничения на двухколесный транспорт в выходные дни вполне достаточно.

И что в итоге произошло? Правильно: электротранспорт в этом парке запретили полностью, а велосипеды – только по выходным. Как это соотносится с результатами опроса? Да никак. Вахтёрский инстинкт заведомо сильнее разума, и если общественное мнение идёт вразрез с представлениями начальства, то мнением подтираются – как в большом (вспомните «обнуление»), так и в малом. И если в «обнулении» был мерзкий, но хотя бы прагматичный мотив, то с самокатами это абсолютно иррациональное жлобство.

Интересно и то, что проблема самокатов лежит исключительно в психологической плоскости и не имеет отношения к безопасности дорожного движения. Полноценной статистики по ДТП с электросамокатами нет, однако кое-какие цифры можно найти: за 2018 и половину 2019 года самокатчики по всей России попали в 79 ДТП, из них два — со смертельным исходом. Из этих двух погибших пешеход только один: в 2019 году в Москве самокатчик сбил 88-летнего пенсионера со смертельным исходом. В 2020 году ДТП с электротранспортом насчитали аж под 300, и жертв оказалось больше: 2 пешехода и 4 самокатчика. Ужас же? Люди гибнут, и всё такое?

Гибнут, да. Это вообще свойственно людям. За прошлый год, например, автомобилисты убили 3797 пешеходов, ещё 1454 человека попали под поезда, 4068 человек утонули, 9876 отравились алкоголем, 17192 покончили жизнь самоубийством, 7018 замёрзли, 7302 были умышленно убиты, и (моё любимое!) 2410 человек погибли в результате «падения на поверхности одного уровня». Перевожу на русский: шёл человек, поскользнулся, неудачно упал, всё.

Если смотреть на реальную статистику, то это пешеходам нужно запретить гулять по паркам, срочно ввести права категории «Н» на ноги, штрафовать за выход на встречную сторону тротуара и отсутствие шипованых калош зимой.

Ну да чёрт с ними, с пешеходами, пусть ходят. Но почему гуманисты из Госдумы не додумались запретить автомобили? Они же любят ссылаться на мировой опыт, так вот он: везде пытаются сделать так, чтобы автомобилей на улицах становилось меньше, а общественного транспорта, велосипедов и самокатов – больше. Строят велодорожки, расширяют тротуары, ограничивают парковку и въезд в центральные части городов, усложняют получение номеров, и так далее. Это логично: пробки, экология, да и давить людей на машине, которая весит 1,5 тонны, примерно раз в сто удобнее, чем на самокате весом 15 кг.

За последние 2 года у меня лично было 4 столкновения с электросамокатчиками. Каждое – по их вине (ну, по крайней мере я так считаю) и каждое – настолько тупое, что их можно было бы избежать при наличии у самокатчиков хотя бы гомеопатических доз здравого смысла, внимательности и осторожности. Тем не менее, я ни разу не получил ни царапины.

Типичная для самоката скорость, которую хотят ещё сильнее ограничить — 20-30 км/ч. Так бежит обычный человек на стометровке, а Усейн Болт разгоняется до 44 км/ч. Однако даже на скорости 20 км/ч самокат проезжает за секунду 5,5 м, на 30 км/ч — уже 8,3 м. Это означает, что на внезапно появляющиеся препятствия (машины, дети, другие самокаты) нужно уметь либо реагировать за 0,12-0,5 секунды, либо научиться избегать таких ситуаций.

И, представьте себе, самокатчики быстро учатся. Вовсе не потому, что они такие хорошие и сознательные, а потому, что падать с самоката очень больно и неприятно: каждый, кому хоть раз довелось удариться рулём о столб, столкнуться с велосипедистом, провалиться колесом в ямку на дороге, попасть под машину, выезжающую из арки, зацепиться за высокий поребрик или поскользнуться на мокрой плитке, это подтвердит. Даже откровенные дураки на самокатах скорее поубиваются сами, нежели покалечат кого-то ещё.

Хорошая иллюстрация к этому – история солиста Мариинки Давида Залеева: ехал на самокате (вероятно – не вполне трезвым), не снизил скорость рядом с группой пешеходов, зацепил их, упал, разбил голову, попал в больницу, а пешеход при этом даже не покачнулся.

Проще говоря, опытные самокатчики неосторожными не бывают и никому не доставляют неудобств. Кто-то ездит на заряженном Дуалтроне и в полном экипе по краю проезжей части, кто-то ставит на самокат сиденье и вальяжно катит по тротуарам, но и те, и другие выбирают маршруты так, чтобы им никто не мешал и, соответственно, никому не мешают сами.

И вот тут мы подходим к самому главному: кто же тогда летает сломя голову по городу, падает, бьётся, задевает прохожих? Кто бросает самокаты прямо поперёк тротуара в самом узком месте? Кто трезвонит, распугивая на тротуарах бабулек и мамочек с колясками?

А я вам скажу: основное раздражение у других участников дорожного движения вызывают ездуны на кикшеринговых самокатах. Это люди, у которых не работает инстинкт самосохранения, потому что они ещё ни разу не падали. Они не носят шлемы и не умеют ориентироваться в дорожной обстановке. Они не знают удобные и безопасные маршруты по городу. У них нет представлений об этике поведения на дороге и опыта взаимодействия с другими участниками дорожного движения. Они не входят в сообщества любителей электротранспорта. Часто они даже не знают ПДД и не умеют толком управлять самокатом. Почему?

Да потому что это никакие не самокатчики, а пе-ше-хо-ды, которы встали на арендный самокат 5 минут назад первый раз в своей жизни развлечения ради. По сути, проблема самокатов сводится к тёркам между двумя сортами пешеходов: жизнерадостными дурачками, которые решили попробовать новый увлекательный аттракцион и не понимают, что творят дичь, и унылыми брюзгами, которых это раздражает, и которые хотят всё это запретить. А страдают от этого, разумеется, в первую очередь те, для кого электротранспорт это не развлечение, а повседневное средство передвижения.

Обсуждая вопросы, связанные с электротранспортом, все почему-то увязают в разговорах о велодорожках. Ну да, они нужны. А ещё в городах нужны нормальные пандусы. И ям на дорогах желательно поменьше. И чистить дороги зимой было бы здорово. Однако, как мне кажется, говорить надо о другом: о мудаках. О мудаках-дорожниках, которым нужны годы и миллионы рублей на то, чтобы «спроектировать и построить велодорожки» – ну то есть перерисовать разметку на уже готовых дорогах, и о мудаках–пешеходах которые любят гулять с колясками и выводком детишек на тех велодорожках, которые мудаки-водители ещё не заняли под парковку своих колымаг.

Мудаки неисчерпаемы, как атом, бесчисленны и упорны настолько, что победить их могут либо многолетние, целенаправленные и хорошо скоординированные действия государства, либо другие мудаки, если им не мешать. У нас же сложилась странная ситуация, когда государство ещё не окончательно самоустранилось от вмешательства в дела самокатчиков и не позволяет им безнаказанно сшибать пешеходов и царапать машины на велодорожках, но со строительством велодорожек и поддержанием на них порядка тоже не особенно справляется. Ни богу свечка, ни чёрту кочерга – как, в общем-то, и во многих других случаях.

Поэтому в суровой России настоящего автомобилисты, пешеходы и владельцы СИМ просто обречены вести вялую, бесконечную и бесперспективную борьбу друг с другом. И закончится она только тогда, когда государство либо станет вменяемым и сильным, либо окончательно ослабнет, либо населяющие его люди перестанут вести себя, как мудаки. Какой из этих исходов реалистичнее – решайте сами.

Exit mobile version