Случай неожиданен, как выстрел,
Личность в этот миг видна до дна:
То, что из гранита выбьет искру,
Выплеснет лишь брызги из говна.
(И.Губерман)
Случилось. 400 отборных, матёрых журналюг из 107 лучших мировых СМИ перелопатили 11 миллионов попавших к ним в руки документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, касающихся тёмных финансовых делишек 12 бывших и действующих глав государств и 128 политиков и известных персон рангом пониже, а затем опубликовали грандиозный отчёт — у кого имеются активы в панамских офшорах, сколько их там и откуда они взялись.
Это не просто «информационная бомба», а термоядерная информационная бомба мощностью в несколько мегатонн тротилового эквивалента. Мир вздрогнул, по нему покатилась ударная волна отставок, скандалов и расследований, а у коррумпированных чиновников по всему миру защемило их поганенькие чёрные сердца и, уверен, прибавилось седых волос на голове.
И так везде, кроме России. У нас же — тишина и спокойствие. Мы, по-видимому, находимся так далеко от цивилизации, что ударная волна до нас так и не дошла, только эхо отдалённого взрыва прокатилось над нашим родным болотом и, услышав его, на кочках привычно заквакали жабы:
- Это всё происки сами знаете каких сил, направленные на дестабилизацию обстановки в стране и дискредитацию наших успехов в Сирии!
- Не было такого, Путин всё опроверг! Так и сказал: «чушь, нет ничего подобного». Как можно ему не верить?
- Да что такое два миллиарда? Тьфу! Вы лучше посмотрите на госдолг США!
- У Порошенко офшоры нашли, полюбуйтесь! Вот он, ваш майдан!
- Что вы привязались к этим офшорам? Да, это серьёзная проблема российской экономики, что даже такие люди предпочитают вести бизнес в других юрисдикциях, так что давайте поговорим о чём угодно, только не о том, что деньги там — ворованные.
Вообще, реакция полностью ожидаемая. Плевать нашему народу в массе своей на коррупцию. 25 января 2016 года Адам Шубин, курирующий вопрос санкций в Минфине США, заявил Би-би-си, что президент России коррумпирован и что правительство США знает об этом «долгие-долгие годы». Задолго до этого, в 2010 году, бизнесмен Сергей Колесников рассказал о том, как принимал участие в сборе денег с олигархов в пользу Путина. В перерывах между этим Навальный снял замечательный фильм о связях генпрокурора Чайки с одиозной бандой Цапков. Результат во всех случаях был околонулевой — в отношении кого-то из оппозиционеров начались проверки, что-то запретили в интернете.
Но удивляет и заставляет задуматься в этой истории не алчность чиновников и даже не наплевательское отношение общества к коррупции, а совсем другие вещи, куда более серьёзные. Их несколько.
Воруют, вместо того, чтобы просто брать
Де-факто, российский бюджет и доходы крупных госкорпораций давно превратились в нечто вроде ленных владений, аккуратно нарезанных на кусочки и распределённых между чиновниками, депутатами, губернаторами, олигархами и прочими персонажами, приближёнными к президенту, а слова «нацпроект» и «распил» давно пора внести в словарь русского языка, как синонимы.
Зачем нужны эти сложности, если нет такого человека в стране, который бы не понимал, что наши чиновники воруют напропалую? Тем не менее, вся эта братия зачем-то пытается сделать хорошую мину при плохой игре и замаскировать экспроприацию денежных средств населения «хитрыми» комбинациями.
Ну как, хитрыми.. На самом деле, в офшоры деньги заводились в том числе и довольно тупыми способами, за которые любого из простых смертных немедленно посадили бы:
- заключить контракт с нужным человеком на продажу акций, разорвать его в тот же день и заплатить за это неустойку в 750 миллионов долларов;
- дать ему в долг 200 миллионов, а затем уступить право требования этого долга за 1 доллар;
- продать ему акции, а затем выкупить их же в 2 раза дороже.
Всё это — абсолютно ненужная суета, затрудняющая эффективное администрирование денежных потоков. Тем более, что внутри страны нет даже иллюзорной возможности привлечь коррупционеров к ответственности — вспомним хотя бы эпизод с Сердюковым.
Собственно, достаточно взглянуть на список владельцев офшоров, чтобы стало очевидно, почему существующие сейчас на бумаге законы, призванные регулировать в России хозяйственную деятельность и отношения собственности, не работают и работать не могут.
Скрывают, вместо того, чтобы гордиться
В числе счастливых владельцев активов в панамском офшоре оказались и наши «силовики»:
- Николай Патрушев, Секретарь Совета безопасности России;
- Игорь Зубов, заместитель министра внутренних дел;
- Александр Махонов, заместитель министра внутренних дел;
и чиновники:
- Дмитрий Песков, заместитель руководителя администрации президента, пресс-секретарь Владимира Путина;
- Алексей Улюкаев, министр экономического развития России;
- Иван Малюшин, заместитель управляющего делами президента;
- Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта;
и депутаты:
- Виктор Звагельский, депутат Госдумы от «Единой России»;
- Михаил Слипенчук, депутат Госдумы от «Единой России»;
- Сулейман Геремеев, член Совета Федерации от Чеченской республики;
- Александр Бабаков, депутат Госдумы от «Единой России»;
и губернаторы:
- Андрей Турчак, губернатор Псковской области;
- Борис Дубровский, губернатор Челябинской области;
и, самое интересное, Владимир Путин, президент РФ. Причём, как и подобает первому лицу, — с рекордными суммами, исчисляемыми миллиардами долларов.
Причём данные были раскрыты только по одному из множества офшоров, так что можно не сомневаться — все остальные депутаты, силовики и чиновники тоже люди не бедные, а вскрывшаяся информация — только верхушка грандиозного айсберга.
Проще говоря, вся вертикаль власти, вся российская элита, живёт де-факто по принципиально другим законам, нежели всё остальное население. К тому же, эти законы нигде не прописаны, что вносит в некрепкие мозги холопов ненужную сумятицу и ложные представления о порядке происходящих в стране вещей, порождает бардак и неразбериху.
Старик Якунин уже попытался внести в общество идею о необходимости узаконивания «новой аристократии», но почему-то не был услышан и власть предержащие по-прежнему вынуждены влачить полуподпольное позорное существование, вместо того, чтобы гордо заявить обществу о своём реальном статусе хозяев земли русской.
Мне кажется, что для них уже давно пора вводить как минимум систему титулов. Например:
- барон мостов и дорог;
- шевалье де Платон;
- маркиз Роскосмоса;
- граф-прокурор;
- герцог госзаказа и так далее.
Не нравятся дворянские титулы — пускай называются так, как есть на самом деле — вор первой гильдии, взяточник шестого разряда, мастер-распильщик первой категории. Между собой они уже давно соревнования устраивают, пора и стране узнать своих героев, порадоваться за них.
Но вообще, если быть точным, то в панамских документах нет фамилии «Путин» и многих других из названных выше. Контролируемые ими активы есть, а фамилий — нет. И это — следующая тема для размышлений.
Подставляются, используя подставных лиц
В приличных странах законодательство часто обязывает официальных лиц и государственных деятелей либо декларировать имеющиеся у них в офшорах активы, либо вовсе запрещает их иметь — уж слишком удобен этот инструмент для получения крупных взяток. Так что выбор у них простой: либо иметь офшорные компании, либо заниматься политикой и занимать государственные посты.
Поэтому реальные владельцы офшоров часто оформляют свои активы на подставных лиц. Использовать для этих целей жён, детей, близких друзей и родственников тоже не очень здорово — на Западе подобные финты ушами давно никого не обманывают, поэтому все друзья-детишки политиков относятся к так называемым «politically exposed person», а все сделки с их участием тщательно проверяются.
Можно, разумеется, оформлять активы на совершенно посторонних людей, но тогда нет никаких гарантий, что этот «посторонний человек» не помашет реальному владельцу активов ручкой, полностью или частично присвоив его деньги.
Сейчас активы российских чиновников в большинстве случаев оформлены либо на них самих, либо на ближайших друзей и родственников, что выглядит довольно забавно. То чей-то сынулька становится в свои 20 с хвостиком лет мультимиллионером, то жена оказывается талантливым предпринимателем, то у друга Путина — скромного музыканта-виолончелиста Сергея Ролдугина внезапно обнаруживается 2 миллиарда долларов «под подушкой».
Последнее, кстати, было особенно смешно. Этот дядя входил в число 2000 богатейших людей мира, имел кредитную линию на полмиллиарда долларов, проворачивал сделки на сотни миллионов с крупнейшими российскими корпорациями и всё это — между концертами и гастролями, да? Ильф и Петров оценили бы иронию.
Но в целом картина получается довольно печальная: российская элита не может ни найти в достаточном количестве надёжных не аффилированных людей, ни внятно объяснить неожиданные успехи в бизнесе домохозяек, сопляков и виолончелистов, ни как-либо узаконить свои действия хотя бы с точки зрения внутреннего законодательства.
Сделать это имело бы смысл хотя бы в силу огромных масштабов выводимых из экономики средств, но тут мы подбираемся к следующему вопросу.
Разрушают, вместо того, чтобы приумножать
«Чтобы корова давала больше молока и меньше ела, нужно её чаще доить и меньше кормить» — примерно такой логикой руководствуются приникнувшие к жирной бюджетной сиське господа и до какого-то момента эта система для них отлично работала.
Процент взяток, откатов и распилов плавно рос, а страна жила себе и жила, ничего не замечая. К сожалению, никакой праздник не может длиться вечно: аппетиты господ всё время растут, а экономика постепенно загибается. Пока цены на нефть были высокими, этого было не заметно, но с их падением обнажились не только худые и дрожащие ножки нашей экономики, но и нависающая над ними грандиозная жопа.
Любые попытки продолжать выкачивать средства из экономики в прежних масштабах приведут к неизбежному и довольно быстрому её разрушению. Мало того, сам способ извлечения средств таков, что снижает эффективность экономики в целом: на каждый выведенный рубль приходится ещё десять, бездарно и абсолютно бессмысленно закопанных в землю.
Самые яркие примеры этого — мост на остров Русский, через который некому ездить, и затраты на олимпиаду, которые оправдывались необходимостью повысить имидж России на международной арене (понятно, что после Крыма и ДНР/ЛНР ни о каком имидже нет и речи). Туда же можно отнести строительство нефтегазопровода «Сила Сибири», который не окупится никогда, или введение системы взимания платы с дальнобойщиков «Платон», которая душит отрасль.
Одним словом, получив контроль над материальными ресурсами и денежными потоками, наша элита не заботится о приумножении своего богатства, а уничтожает источники собственного обогащения, как возбудитель чумы убивает своего носителя.
Мало того, что они воруют, так они же ещё и выводят награбленное за рубеж, что ещё сильнее усугубляет ситуацию.
Вывозят, вместо того, чтобы оставлять здесь
Чтобы экономика существовала, деньги должны обращаться в ней, как кровь циркулирует в кровеносной системе. Если капиталы утекают из страны, то экономика сначала бледнеет, затем теряет сознание и, наконец, падает замертво.
Компенсировать дефицит капитала до последнего времени можно было с помощью внешних заимствований, но наша элита доигралась до введения санкций и доступа к мировым финансовым рынкам у нас больше нет.
Ну ладно, пускай им плевать на российскую экономику, и даже на то, что такими темпами они скоро уничтожат источники собственного обогащения, но где, скажите мне, элементарная логика — как можно крутить фиги Западу и при этом размещать там свои деньги? Как минимум, это порождает для них ещё одну проблему.
Зависят, вместо того, чтобы влиять
Одно дело, когда у тебя дача в Майами и жена с детишками живут за границей: самое страшное, что в этом случае может произойти — тебе запретят въезд в страну «вероятного противника». Это будет неприятно, обидно, но не смертельно. Заложников на Западе сейчас брать не принято, да и дачу никто не сровняет с землёй (как это делают в Чечне).
А вот с «грязными» активами — совсем другое дело. На фоне всеобщей борьбы с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма арестовать счета наших чиновников — пара пустяков. Наивно было бы предполагать, что крупнейшие разведки мира не интересуются таким великолепным рычагом давления на российских государственных деятелей.
Тут ведь даже тратиться на подкуп не нужно. Просто показать человеку список компаний и сказать: сегодня ты миллиардер, друг наш разлюбезный, а завтра (если что) тебе придётся начинать воровать заново.
Если журналистам или сотрудникам Фонда борьбы с коррупцией удаётся получить доступ к подобной информации, то что говорить о спецслужбах, располагающих принципиально более серьёзными возможностями? Разумеется, они знают гораздо больше, чем мы с вами можем себе представить. На мелочи они не размениваются, но когда нужно — прилетает Джон Керри и, демонстративно помахивая красным чемоданчиком, быстро объясняет, кто в доме папа.
И ему точно есть, что положить в этот чемоданчик. В ноябре 2015 года в Вашингтоне «умер» Михаил Юрьевич Лесин, российский государственный деятель, бывший Министр Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, а так же Советник Президента Российской Федерации. Поговаривают, что по какому-то странному стечению обстоятельств как раз перед этим под его контроль перешли активы, принадлежавшие миллиардеру-виолончелисту, другу Путина. Так что есть ненулевая вероятность того, что Лесин жив-здоров и сейчас активно сотрудничает с американским следствием в рамках программы защиты свидетелей.
Парадоксально, но наши владельцы миллиардных состояний сами, совершенно добровольно надели на себя ошейники и вручили от них ключи тем, кого публично называют своими врагами.
Как такое вообще может быть? Что заставило этих в общем-то циничных, хитрых и поднаторевших в интригах людей поставить себя в настолько неприличную позу?
Боятся, вместо того, чтобы радоваться
Нет, правда: прийти к успеху и не иметь возможности им похвастаться; скрывать истинные размеры своего богатства; терпеть, когда нищие холопы называют тебя вором и жуликом; рубить сук, на котором сидишь; полностью зависеть от порядочности доверенных лиц и благосклонности врагов — зачем всё это терпеть?
Почему не обустроиться в России как следует: провести амнистию капиталов, сделать Путина пожизненным президентом всея Руси, построить свои дворцы под Москвой, дороги к ним проложить, начать понемножку развивать свои бизнесы, а там, глядишь, и страна расцветёт?
Да потому, что нет в их карте реальности такого будущего. Всё, что они делают, говорит об одном: они живут в ожидании катастрофы. Любые проблемы, связанные с выводом активов на Запад, меркнут в их глазах перед тем, что будет происходить здесь.
Чего они боятся — понятно. Все законы последнего времени, все поддерживаемые Кремлём общественные движения, все действия по контролю медиа-пространства, все манипуляции с силовыми ведомствами направлены на борьбу с массовыми акциями протеста, которые могут перерасти в полномасштабное восстание.
Не знаю, что их так напугало — судьба Каддафи, которого вытащили, как крысу из канализации и тут же пристрелили, или что-то другое, но они явно относятся к этой угрозе даже более серьёзно, чем требуется. Майдана, например, у нас всё ещё нет, а вот антимайдан — есть. Недавняя инициатива с созданием Национальной гвардии, подчиняющейся напрямую президенту, из этой же серии.
Удивительная конструкция складывается: с одной стороны, они боятся восстания, с другой — подталкивают к нему общество своими вредительскими действиями, и с третьей — если (когда) оно произойдёт, в их интересах сделать так, чтобы в России всерьёз и надолго воцарился хаос. Идеальный для них вариант в случае потери власти — затяжная и кровавая гражданская война. Пока страна будет биться в агонии, никто не будет искать миллиарды по офшорам и требовать выдачи их владельцев у иностранных государств.
Так что сейчас мы с вами живём внутри довольно поганенького самосбывающегося пророчества: чем дольше повышается давление в котле, тем вероятнее, что он в итоге взорвётся. Коррупционеров устраивает любой из этих исходов, нас — ни один из них. Даже смена первого лица в этой ситуации почти ничего не меняет принципиально. (Возможно, именно поэтому её и не происходит.)
История России изобилует крайностями, но сейчас наша задача состоит в том, чтобы их избежать и максимально аккуратно пройти по тонкой грани между условными «концлагерем» и «мясорубкой». Сложная задача, но попытаться стоит. Собственно, других шансов у нас и нет — мы все их давно проморгали.
P.S. Возможно, сейчас, когда котировки нефти снова подскочили вверх, эти размышления кажутся чересчур мрачными, но рост нефтяных доходов для страны это не решение проблем, а всего лишь отсрочка решения.
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0