Вы задумывались когда-нибудь, почему гигантские корпорации, в руках которых сосредоточены все запасы нефти и газа на 1/6 части суши вместе с самым крупным российским банком впридачу стоят меньше, чем одна-единственная компания, производящая телефоны и ноутбуки?
В 2014 году в рейтинг самых дорогих компаний мира Financial Times 500 вошли 8 российских компаний: Газпром, Роснефть, Сбербанк, Лукойл, Сургутнефтегаз, Новатек и Норникель. Их совокупная капитализация — 351 миллиард долларов. В то же время, капитализация Apple достигла отметки 478, Microsoft — 340, а Google — 313 миллиардов долларов.
При этом в российских компаниях в совокупности работает больше 1 000 000 человек, а в Apple — всего 80 тысяч (меньше в 12 раз). Активов в российских компаниях на 1,4 триллиона долларов, у Apple — всего 200 миллиардов (меньше в 7 раз). Обороты, валовый доход — тоже меньше. Но стоит она всё равно дороже. Что это: коллективное сумасшествие, происки мирового империализма или фатальная ошибка мировой финансовой системы?
Ни то, ни другое, ни третье. Капитализация компании (её стоимость на рынке) это, в первую очередь, оценка инвесторами её потенциала. Под потенциалом в данном случае я понимаю вероятность того, что компания будет приносить прибыль — как можно больше и как можно дольше. Случается, что компания в настоящий момент убыточна или имеет запредельный срок окупаемости (у Facebook, например, — 80 лет), но её потенциал и перспективы в будущем высоко оцениваются рынком.
Тысячи аналитиков, инвестиционные фонды, частные владельцы акций оценивают потенциал компаний и делают на них свои ставки. В ход идут расчёты, аналитика, инсайдерская информация и интуиция — всё, что только можно. Каждый инвестор по отдельности может ошибаться, но в целом на длительных промежутках времени рынок ценных бумаг даёт самую объективную картину из всех имеющихся. И эта оценка однозначна: в глазах рынка потенциал Apple выше, чем потенциал всех крупнейших российских компаний, вместе взятых. Да что там, один несчастный Facebook стоит больше, чем Газпром или Роснефть!
Было бы здорово не просто констатировать, что потенциал организации «А» больше, чем потенциал компании «Г», но и понять, что именно на него влияет, от чего он зависит. Зная это, можно точнее оценивать и даже целенаправленно повышать потенциал компаний. А это, как вы видите, дорогого стоит.
Если искать секрет успеха «в лоб», то результат получается никчемный: у Apple — замечательный дизайн, Toyota делает автомобили, которые почти не ломаются, Wallmart придумал формат гипермаркета, в Google умеют найти все, что угодно, а Lockheed знает, как заставить летать любую странного вида штуковину, да еще и делает её невидимой для радаров. На первый взгляд — ничего общего.
Нужно копать глубже, искать то, что эти компании объединяет, то что делает их всех успешными. После долгих поисков решение оказалось на удивление простым и до обидного очевидным: все успешные компании создали что-то новое и сделали это хорошо.
Не важно, чем именно занимается организация: производит товары, предоставляет услуги или создаёт интернет-сервисы — принцип один и тот же: создай что-то новое и сделай это качественно. Новизна и качество — вот основные составляющие потенциала организации.
В рейтинге FT500 находятся компании из самых разных отраслей: добыча полезных ископаемых, IT, банки, автомобилестроение, фармакология — всё, что угодно. Ежегодно рейтинг обновляется и компании меняют своё положение в нём. Это движение особенно интересно.
За последний год каждая из российских компаний упала в рейтинге. Газпром — с 57 на 83 место, Роснефть — с 81 до 122, Сбербанк — с 97 на 177 и так далее. В этом они не уникальны: большинство нефте- и газодобывающих компаний мира тоже опустились вниз (в среднем — примерно на 20 позиций), в то время как высокотехнологичные компании идут вверх.
Лёгкий доступ к природным ресурсам столкнулся с энергосберегающими технологиями, альтернативными источниками энергии и новыми способами добычи полезных ископаемых. И прогресс в этой схватке закономерно одержал верх. В идее ископаемого топлива уже давно нет никакой новизны, а, значит, и потенциала.
Рынок ощущает это, а капитализация компаний с неизбежностью подтверждает. Будущее за электромобилями, термоядерными электростанциями, сверхъёмкими аккумуляторами и возобновляемыми ресурсами — так или иначе это чувствуют все. И в этом мире нет места для Газпрома и Роснефти.
Через 5-10-20 лет, раньше или позже, но они уйдут с рынка. Как ушли с него производители логарифмических линеек, видеокассет, фотоплёнки, иголок для граммофонов и многие-многие другие. Возможно, какое-то количество нефти и газа всё ещё будет добываться для нужд химической промышленности и любителей антикварных бензиновых автомобилей, но это будет небольшой, нишевой спрос, а не огромная индустрия.
Для России это означает полную и неизбежную смену всего сложившегося экономического уклада. Уход с рынка компаний такого масштаба — грандиозное потрясение для экономики. Схлопываясь, они, как чёрная дыра, потянут за собой все смежные отрасли — одну за другой, затронут всю бюджетную сферу, свернут банковскую систему. На 1/6 части суши возникнет экономический вакуум, который почувствуют все.
Но не переживайте, природа не терпит пустоты и взамен обязательно появится что-то новое. Если начинать прямо сейчас, то есть шанс, что к моменту коллапса сырьевых отраслей у нас уже будет новая экономика с новыми эффективными предприятиями, построенная на современных принципах. Правда, для этого нам понадобится (как минимум) новый президент, новое правительство, новая система образования и новое законодательство.
А можно оставить всё, как есть, и дождаться того момента, когда новое придёт само, не спрашивая ни у кого разрешения. Но тогда в один прекрасный день мы можем проснуться в совершенно новой стране. Официальным государственным языком которой будет китайский, английский или немецкий.
P.S. Продолжение истории: Цукерджобсия
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0