Основной не раскрыт, я к земле приближаюсь уныло.
Я люблю тебя, жизнь, а меня ты, скотина, забыла!
Вот уж близко земля, я лечу и траву различаю.
Будет блин из меня — высота здесь довольно большая.
Вот оно, это неловкое чувство, когда ты считал себя реалистом, твои друзья — отъявленным пессимистом, а время показывает, что ты был чересчур оптимистичен.
Ничего, кстати, не имею против оптимистов, даже люблю их за то, с какой радостью и воодушевлением они шагают навстречу любой беспросветной жопе. Сначала у них никакого кризиса нет и в помине, Россия медленно, но уверенно встаёт с колен (уже четверть века встаёт, кстати говоря).
Затем они вместе с Искандерами не боятся санкций, футболочки забавные делают и на Семенович надевают, веселятся, как детишки на утреннике в интернате для умственно отсталых.
Потом уверяют, что санкции сделают их сильнее и что вот-вот развернётся в полный рост импортозамещение, завалив бескрайние родные просторы пармезаном и прочими вкусностями. Мол, только и ждали отечественные фермеры, чтобы им перекрыли кредитование, а семена, удобрения, пестициды и технику сделали в два раза дороже, чем раньше.
Теперь они твердят, что дно кризиса (того самого, которого нет) давно пройдено и нас всех ждёт ослепительно светлое будущее. Ну, не всех — доллар вот-вот рухнет, потянув за собой в пучину американскую экономику, — а нам от этого только лучше станет.
Мне вообще кажется, что для таких людей уже давно не имеет значения, полон стакан наполовину или пуст, и если поставить его перед ними и спросить, что они видят, то ответ будет примерно следующим: видят они неизбежное возрождение России, воду выпили жидобандеровцы, а стакан настоящему русскому не нужен. Нужны скрепы духовные, ядерная бомба и высокие цены на нефть.
«Гвозди бы делать из этих людей!» — написал однажды русский поэт Николай Семенович Тихонов. «Не было б в мире тупее гвоздей» — добавлю я к этому свои пять копеек.
Так вот, меня самого неожиданно угораздило оказаться в этой тёплой компании. В конце января я написал довольно мрачную статью под названием «Хроника пикирующего бомбардировщика» о безрадостных перспективах российской экономики. Статья неожиданно стала популярной и её прочло более 100000 человек.
Для тех, кому лень читать её целиком, краткое содержание: всё будет плохо. Инфляция, безработица, отток капитала и курс доллара будут расти, а валовый внутренний продукт, доходы населения, инвестиции и золотовалютные резервы — падать. Сопровождаться всё это будет кризисом взаимных неплатежей, пустыми полками магазинов, а так же банкротствами банков и крупных компаний.
И где же этот апокалипсис, спрашивают теперь мои друзья? Почему доллар всё ещё не по 100-120 рублей? Каким чудом до сих пор не рухнула экономика?
Отвечу просто: обещанного три года ждут. Скоро сказка сказывается, да не скоро экономика рушится. Всё, о чём я писал, идёт своим чередом.
За январь-апрель 2015 года кредитными организациями получен совокупный убыток в размере 17 млрд. рублей (за аналогичный период 2014 года прибыль составила 292 млрд. рублей). То есть, банки недосчитались 17 + 292 = 309 млрд. рублей всего за квартал. И это при том, что некоторые их них, особо приближённые к жопе короля, неплохо заработали на операциях с валютой.
29 банков отправились в страну вечного кредита и это только начало. Агентство страхования вкладов ожидаемо исчерпало свои резервы и теперь будет брать деньги для вкладчиков обанкротившихся банков в ЦБ.
Со всем остальным примерно так же: за квартал инвестиции сократились на 6%, реальные зарплаты — на 8,3%, строительство — на 4,7%, ВВП — на 2%, безработица выросла на 6%. Фактически встал автомобильный рынок, закрылись или были законсервированы сборочные производства. (Росстат, правда, рассказывает о почти в два раза выросшей по отношению к первому кварталу 2014 года прибыли в промышленности, но верится в эти победные реляции почему-то с трудом.)
Зато рубль до последнего времени держался молодцом. Приподнявшиеся цены на нефть, выброшенная ЦБ на рынок ликвидность через аукционы РЕПО и снижение импорта на 36,2% сделали своё дело.
Вдумайтесь только: в стране, которая за последние 100 лет не произвела самостоятельно ни одной приличной машины, пылесоса, телевизора, компьютера и так далее, импорт упал больше, чем на треть! И это касается не только продуктов питания (-42%), но и оборудования (-38,6%), легковых и грузовых автомобилей (-44,9% и -65%), металлов, химической продукции, труб и многого другого, необходимого для нашей промышленности.
Возможно, для обывателя это не так уж и страшно, но если бы речь шла не об экономике, а о человеке, то выглядело бы это следующим образом: у больного падает пульс, давление, затрудняется дыхание, синеет кожа, на лбу выступает пот, отказывают почки, полностью пропадает аппетит, а мы радуемся, что температура у него всего 37,7 и больше не растёт.
То, что сейчас переживает рубль, похоже на явление, которое экономисты называют «dead cat bounce»: кошка, упавшая с небоскрёба, насмерть разбивается о землю, но её дохлая тушка после удара может подскочить вверх перед тем, как рухнуть окончательно.
Рубль сейчас — та самая кошка, уже разбившаяся от удара о землю, только к ней привязаны ещё и две верёвочки: цены на нефть и резервы ЦБ. Когда нефть подешевеет, и/или резервы закончатся, всем станет очевидно, что кошка — дохлая.
Теперь о том, почему моя январская статья оказалась слишком оптимистичной: у меня была надежда на то, что падение экономики окажется достаточно серьёзным шоком для того, чтобы людям захотелось что-то изменить, чтобы порочность текущей экономической политики стала очевидна большинству. Но этого не случилось.
Всё оказалось «недостаточно плохо» для того, чтобы люди проснулись. Экономика угасает постепенно, оставляя возможность верить, что это не страшно и вот-вот ситуация улучшится. Вместо того, чтобы упасть, больно удариться, почесать ушибленное место и снова встать на ноги, мы будем медленно и печально погружаться в трясину.
Мы будем терять лучшие кадры, которые уедут за рубеж. Всё сильнее будем отставать в науке. Остатки экономики будут постепенно разваливаться, а полезные ископаемые — выкачиваться. Образование и медицина будут продолжать деградировать. Пропаганда будет выполаскивать у населения остатки разума и подсовывать ему внешних виновников плачевного состояния дел.
В результате наши дети получат отсталую, нищую и зазомбированную страну без всяких надежд на лучшее будущее.
Я искренне надеюсь, что хотя бы этот прогноз окажется пессимистичным и не оправдается, но для этого — по оптимистичному сценарию — нам необходим быстрый, жёсткий и очень болезненный крах экономики.
Глядя на то, что наше правительство творит в остальных сферах жизни общества, я искренне верю, что его способностей как раз достаточно, чтобы угробить экономику. Даже несмотря на отчаянное сопротивление бизнеса, привыкшего выживать в самых нечеловеческих условиях.
P.S. Сценарий, при котором «всё само наладится» я даже не хочу рассматривать. Наладится — удивлюсь, порадуюсь, начну писать диссертацию на тему: «Авось, как основа русского экономического чуда».
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0