Тот, кто не думал о смысле жизни, сидя на унитазе — не настоящий философ. Ведь именно в этот момент обнажаются самые неприглядные стороны нашей сущности и то, что мы зачастую прячем не только от других, но и от самих себя, становится очевидным.
Может быть, сейчас кажется странным предаваться размышлениям о возвышенных вещах за столь приземлённым занятием, но когда-то это было нормой. В древнем Риме, например, общественные туалеты были практически идеально приспособленным для этого местом.
Римские туалеты представляли собой просторные, богато украшенные лепниной и росписью помещения, вдоль стен которых находились широкие мраморные скамьи с прорезями. На этих скамьях величественно восседали римские граждане самых разных сословий. По желанию клиента (посещение общественного туалета было платным и не самым дешёвым удовольствием) сиденье мог предварительно подогреть своим задом специально предназначенный для этого раб.
Никаких перегородок там не было и в помине, поэтому ничто не мешало оживлённой беседе посетителей. Они разговаривали о политике, делах, женщинах, делились новостями, рассказывали анекдоты и, разумеется, спорили на философские темы.
Вполне возможно, что если бы нам довелось посетить один из таких туалетов в самом центре Рима — возле Форума или портика Помпея году этак в 146 нашей эры, то мы встретили бы там Марка Аврелия, будущего римского императора, а на тот момент — консула и начинающего философа, ученика Квинта Юлия Рустика.
Взяв из мраморной ванны в центре зала палку с нанизанной на неё губкой он обмакнул бы её в воду, протекающую по неглубокому желобку у самых ног сидящих посетителей, и использовал бы её в качестве заменителя туалетной бумаги. И прежде, чем отправить этот древний прообраз ёршика в плавание по стокам Cloaca Maxima, — главного канализационного коллектора Рима — он мог бы задумчиво взглянуть на него, а затем разразиться какой-нибудь глубокомысленной сентенцией:
..В жизни каждого из нас есть хорошее и плохое, высокое и низкое. Высокое нас вдохновляет, хорошее делает нас счастливыми, плохое — сильными, а низменное даёт возможность понять, кто мы такие на самом деле и чего стоим.
Большое и важное в нашем мире всегда подобно чему-то малому и ничтожному, и то, как мы ведём себя, сталкиваясь с мелкими неприятностями, многое говорит о том, как мы проживаем свою жизнь.
Поэтому, чтобы предугадать судьбу великой державы, не нужно считать деньги в её казне, число подданных, богатство земель или мощь армии. Достаточно просто зайти в один из её общественных туалетов.
Грань между взлётом и падением, развитием и деградацией, цивилизацией и варварством пролегает через банальные, повседневные вещи, в которых чаще всего нет ничего умного, ценного, красивого или благородного. Одна из таких вещей — туалетный ёршик. Народ, который владеет им — владеет миром..
Затем он поправил бы свою тогу и отправился бы по делам, оставив нам самим догадываться о смысле сказанного. Впрочем, не так уж это и сложно. Сейчас функции ёршика изменились, но, как и две тысячи лет назад, он остаётся чрезвычайно простым и, тем не менее, надёжным измерителем уровня цивилизации.
Если вы зашли в туалет, а ёршика там нет, то и говорить особенно не о чем — это показатель крайней бедности и/или дикости. Можно считать это нулевой точкой отсчёта. (У нас, кстати, 1,5 млн домохозяйств не имеют электричества, 13 млн — горячей воды, 8,8 млн — туалета в доме, а 12 млн пользуются туалетом типа «сортир» — тут не до ёршиков в принципе.)
Если ёршик есть, но в унитазе всё равно грязно — это показатель явных проблем в обществе. Кто-то из-за лени, безалаберности или невоспитанности им не воспользовался, а исправить ситуацию некому. Уборщица вовремя не пришла или не исполняет свои обязанности должным образом, а другие посетители не желают убирать за кем-то — брезгуют это делать или считают, что кто-то сделает это за них и предпочитают терпеть грязь и вонь.
И только там, где унитазы блестят чистотой, можно быть уверенным, что люди уважают себя, друг друга и сумели научиться решать свои проблемы вместо того, чтобы мириться с ними. И не так уж важно, как именно они этого добиваются: каждый убирает за собой сам, это делает добросовестная уборщица или тот, кто видит непорядок, не может просто пройти мимо.
Всё это точно так же относится и к другим неприятным вещам: к раздолбанным подъездам и дорогам; к вороватым и бестолковым чиновникам; к дурацким и людоедским законам; к написанным под копирку диссертациям; к продажным полицейским и судьям; к лживым СМИ; к грабительским налогам; к фальсифицированным продуктам; к медицине, которая не лечит; к экономике, которая почти ничего не производит и так далее.
Можно со всем этим мириться, можно терпеть, можно ворчать на кухнях, можно надеяться на доброго и справедливого царя-батюшку, можно бояться вызвать своим недовольством гнев начальства и, в итоге, ничего не делать.
У нас, на самом деле, всё ещё серьёзнее: общество раздроблено на несколько групп:
- одни совершенно искренне не видят никаких проблем — им всё нравится и их — большинство;
- других ситуация не устраивает категорически — они поняли, что можно жить по-другому, делают отчаянные попытки что-то исправить и, отчаявшись, уезжают из страны;
- третьи и вовсе мечтают о том, чтобы пришёл Великий Вождь, взял своей железной рукой грязный ёршик, дал им же этим ёршиком по морде и заставил бы вылизать унитаз до блеска.
Я не знаю, удастся ли нам в итоге освоить эту нехитрую науку — научиться избавляться от всяческой дряни и мерзости, которая мешает нам жить. Но я точно знаю, что история беспощадна к народам, по каким-то причинам застрявшим или откатившимся назад в своём развитии. Сначала она проходится по ним жестким ёршиком кризисов, войн и социальных потрясений, а затем начисто смывает с политической карты мира..
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0