Когда в стране-бензоколонке курс национальной валюты напрямую зависит от стоимости нефти, это не очень приятное, но нормальное явление.
Если привести очень грубую аналогию, то это похоже на зависимость давления в котле паровоза от количества подбрасываемого в топку угля: больше угля — выше давление, меньше угля — ниже.
А теперь представьте себе, что вы прекращаете подбрасывать уголь, но давление всё равно продолжает расти. Тогда вы пробуете подбросить ещё уголька, но ничего не меняется — давление растёт снова. Снова прекращаете подбрасывать, а давление по-прежнему растёт.
Примерно это сейчас происходит с курсом рубля, который с середины ноября 2016 года продолжает укрепляться несмотря на относительную стабильность нефтяных котировок. Это — тревожный симптом, который ясно говорит о том, что в прежнем механизме балансировки курса что-то «сломалось».
В самом благоприятном случае рост курса рубля мог быть связан с ростом российской экономики, но никакого роста нет: по прогнозам, ВВП РФ в 2017 году может вырасти на 0,8% — это очень мало. Реальные доходы населения и товарооборот падают, промышленные предприятия и банки банкротятся, резервный фонд тает, показатели внешнего долга продолжают ухудшаться.
Поддержать курс рубля могли бы хорошие новости политики, например — ослабление санкций. Но этого тоже нет и в обозримом будущем не предвидится.
Что остаётся? Правильно, финансовый сектор, на котором сейчас надувается спекулятивный пузырь carry trade. Жесткая позиция Центробанка в борьбе с инфляцией подогревает интерес к высокодоходным рублевым активам.
Минфин попытался было ослабить рост рубля, покупая валюту, но влияния на рынок это не оказало. Дополнительно рубль поддержали налоговые выплаты экспортёров и закрытие коротких позиций по рублю по стопам. В общем, рубль сорвал что-то вроде джек-пота из позитивных факторов.
Вот только все они — краткосрочные и уже себя исчерпали. Остаются только самоподдерживающаяся пирамида carry trade и ожидания роста котировок нефти из-за ограничения добычи нефти странами ОПЕК.
Но, во-первых, эффект от ограничения тоже скоро закончится. ОПЕК за один месяц снизила объём добычи на 90% от запланированного на полгода снижения.
Во-вторых, соглашение подрывает Иран: по соглашению он не был обязан сокращать добычу, но ему была установлена квота в размере 3,8 млн баррелей в сутки, однако в понедельник управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) Али Кардор заявил, что уже к 20 марта NIOC намерена довести добычу до 4 млн баррелей в сутки. Кроме того, по словам Али Кардора, ИРИ планирует наращивать экспорт нефти, в первую очередь в Европу.
Нигерия и Ливия, не участвующие в соглашении, тоже планируют нарастить объёмы добычи. Суммарно потенциал увеличения их добычи составляет около 800 тыс.барр/сутки то есть практически столько же, на сколько ОПЕК пытается снизить добычу.
В США продолжают вступать в строй новые буровые установки. Их число выросло с 477 в декабре 2016 до 591 по состоянию на 10.02.17, растут и запасы сырой нефти.
И самое интересное: добыча Россией нефти в январе 2017 согласно соглашению упала на 130,8 тыс.барр/сутки, но экспорт каким-то чудом вырос на 114 тыс.барр/сутки по сравнению с декабрём. Это уже само по себе заставляет задуматься о том, как же на самом деле соблюдается соглашение и стоит ли ждать от него долгосрочного эффекта.
Вполне вероятно, что в ближайшие месяцы нефть вернётся к долгосрочному тренду и продолжит падение.
Сейчас возможны два основных варианта развития событий:
- ОПЕК с помощью очередного шоу удастся поддерживать более-менее стабильную стоимость нефти в ближайшие 6 месяцев, а растущей пирамиде carry trade — курс рубля. В этом случае пострадают ещё живые несырьевые экспортёры, ухудшится платёжный баланс и, в конечном итоге, российская экономика в очередной раз замедлится. Позитив тут только один — возможно, финансовую пирамиду удастся демонтировать постепенно и очередное падение рубля пройдёт плавно, без шоков.
- Проблемы в Китае или, например, в Турции спровоцируют падение котировок нефти, вызвав колебания курса и резкое обрушение carry trade на российском рынке, что приведёт к скачкообразному падению рубля. Будет страшновато, но для реального сектора экономики этот сценарий может быть даже более предпочтительным.
Проблема в том, что в любом случае выбирать приходится между плохим и худшим. Ни одного по-настоящему хорошего сценария для российской экономики пока не видно.
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0