Заранее прошу прощения у тонких и впечатлительных натур, но когда вы увидите по телевизору кого-нибудь из ЦБ, вещающего о перспективах развития банковской системы или ситуации вокруг очередного проблемного банка, просто представьте себе, что в этот самый момент его лицо измазано дерьмом, а во рту торчит здоровенный резиновый член, и все эти умные слова он произносит прямо с ним в зубах. Давится, что-то мямлит — «санация, оздоровление банковской сферы, нет поводов для паники» — булькает и пускает слюни.
Возможно, тогда и относиться к его словам вы станете соответствующим образом, что избавит вас от опасных иллюзий.
Вот например, зампред Банка России Дмитрий Тулин говорит: «Банк России продолжит процесс оздоровления финансового сектора страны» — а воображение уже рисует картинку. «Российский банковский сектор стабилен, и никаких потрясений в обозримом будущем не предвидится» — и вы буквально видите, как у него со щеки сползает липкий коричневый кусочек. «Дестабилизации финансового рынка в результате таких действий не произойдет» — но вас занимает только одно: какого цвета и с пупырышками ли то, что торчит у него под усами.
Почему я так говорю? О, у меня есть на это причины.
Когда в январе 2015 года ЦБ взвинтил ключевую ставку до умопомрачительных 17,5% я писал:
По существующим стандартам чуть ли не большинство банков имеют отрицательный капитал. Чтобы избежать массового банкротства банков и связанной с этим паники, ЦБ закрывает глаза на их финансовую отчётность и закачивает в них дополнительный капитал. Делать это он будет до тех пор, пока держать их на плаву дешевле, чем банкротить и компенсировать вкладчикам потери из фондов Агентства Страхования Вкладов.
Что произошло после этого? А после этого в течение года закрылось рекордное за предыдущие десять лет количество банков — 105 штук.
На докапитализацию банковской системы из бюджета в 2014 году выделили 1 трлн рублей и ещё 830 млрд планировали в 2015, но выдали всего 722,3 млрд В числе получивших поддержку банков был и «Открытие», которому досталось 65,2 млрд.
А потом наступил 2016 год и рекорд по закрытию банков был побит — их закрылось уже 112, причём начали падать банки из первой сотни: друг за другом упали банк «Пересвет» (официальный кошелёк РПЦ, принадлежащий ей на 49,7%, управляемый одной из близких родственниц Патриарха и находившийся на 47 месте в рейтинге по активам среди российских банков) и «Татфондбанк» (42 место по активам в России, второе в Татарстане).
ЦБ опять что-то проблеял про неизбежное оздоровление банковской системы и исторг из своих смрадных пучин «рейтинг надёжности банков России на 2017 год». Вот он:
- Сбербанк
- ВТБ
- Газпромбанк
- ФК Открытие
- ВТБ 24
- Россельхоз
- Альфа-Банк
- Банк Москвы
- Национальный Клиринговый Центр
- ЮниКредит
Вам ничего не кажется странным в этом рейтинге? Ну, хотя бы то, что 7 из 10 «надёжных» банков остались на плаву только потому, что в 2015 году им выделили господдержку?
Ой, а кто это у нас на почётном четвёртом месте? Не банк ли «Открытие»? К нему мы ещё вернёмся, а пока посмотрим, что происходило в 2016 с российскими банками: да они сдувались, как воздушные шарики — суммарно с начала года активы Топ-50 российских банков снизились на 2,5 трлн рублей.
И вот наступил 2017. Упал банк «Югра», вкладчикам которого Агентство страхования вкладов должно выплатить рекордные 169,2 млрд рублей. Своих средств, которы формируются из резервных взносов банков, у АСВ нет уже давным-давно, поэтому финансируются выплаты за счёт кредитов от ЦБ.
В общей сложности АСВ задолжал ЦБ уже 1,03 трлн рублей — а это годовой бюджет системы образования и здравоохранения вместе взятых, между прочим.
А теперь — самое интересное. Банк «Открытие», который был буквально набит токсичными активами, о проблемах в котором хором твердили эксперты и который, несмотря на это, почему-то находился в десятке самых надёжных банков РФ вдруг (то есть совершенно неожиданно для ЦБ) приказал долго жить.
О его проблемах знала каждая собака на рынке, а вкладчики только за июнь — июль на всякий случай вывели из него более 720 млрд рублей. А что ЦБ?
ЦБ сделал умное лицо и открыл «Открытию» беззалоговую кредитную линию на 333 млрд рублей, после чего всем стало ясно, что банк национализируется.
Основной акционер банка «Открытие» решил напоследок помочиться в глаза почтеннейшей публике, заявив 25 августа, что «переговоров о передаче банка Фонду консолидации ЦБ не ведётся». Как и следовало ожидать, спустя всего четыре дня ЦБ объявил о переходе «Открытия» под контроль того самого Фонда консолидации банковского сектора.
Национализация частного банка такого масштаба — безусловно знаковое событие. Я уже писал:
«Становится всё более очевидной стратегия ЦБ, в которой банки делятся на две категории: «неприкасаемые» (крупнейшие государственные и приближенные к ним банки) — их будут держать на плаву любой ценой, невзирая на их неэффективность и оплачивая бездарность менеджмента из государственного (то есть нашего) кармана, и «все остальные» — они будут выкручиваться как умеют, балансируя на грани банкротства и подавая в ЦБ липовую отчётность до тех пор, пока это возможно.»
Сейчас именно этот сценарий и реализуется.
С одной стороны, ЦБ можно понять: лишение «Открытия» лицензии приведёт к локальному апокалипсису на банковском рынке. Следом за «Открытием» сразу же упадут ещё три тесно связанные с ним банка из топ-15, а что начнётся потом — сложно себе даже представить.
С другой стороны, это фактически мы сейчас оплачиваем «успешную работу» банка и красивую жизнь его владельцев, потому что продать в перспективе этот банк кому-либо и вернуть деньги в казну практически невозможно.
Причём сумма в 300+ млрд рублей, выданных «Открытию» ещё даже близко не окончательная. Каков реальный размер дыры в капитале банка — можно только догадываться. С учётом масштабов деятельности банка (на 1 августа его активы составляли 2,4 трлн рублей) итоговая сумма может приблизиться к триллиону.
И самое главное: каждый, кто имел дело с банковскими операциями, знает, что такое служба финансового мониторинга и как придирчиво она следит за всеми транзакциями. При этом каждый раз, когда очередной банк падает, и выясняется, что его руководство накануне куда-то вывело десятки миллиардов рублей, ЦБ в недоумении разводит руками — как, мол, такое могло произойти? Ай-ай-ай!
С «Открытием» всё ещё интереснее: вместо открытых уголовных дел и закономерных в таком случае вопросов «куда деньги дели, паскуды?» ЦБ заявляет, что «у временной администрации сохраняются с акционерами теплые отношения» и «они были бы рады включить в состав временной администрации нынешних топ-менеджеров». Вот это уже — за гранью добра и зла.
И эти люди в ЦБ, которые сначала пустили ко дну банковский сектор, потом годами лили нам в уши лживые истории о его «оздоровлении», замедляя падение колоссальными вливаниями средств, затем фактически закрывали глаза на миллиардные хищения, сейчас становятся не только регулятором банковского рынка, но и одновременно, очень крупным на нём игроком. Полный сюрреализм.
Для нас это означает в перспективе полную деградацию и вырождение банковской системы. Мелкие банки продолжат вымирать, крупные — плотно сядут на иглу господдержки. Пока в экономике сохраняется запас прочности, их можно поддерживать за счёт кредитной эмиссии, сохраняя видимость благополучия. А потом, как в сказке про Золушку, часы пробьют полночь, а курс доллара отметку 100, морок развеется, «успешные» банкиры на глазах изумлённых вкладчиков превратятся в крыс, а главе ЦБ захочется набить тыкву.
Поэтому у меня есть предложение: переименовать Центральный банк Российской Федерации, чтобы название лучше отражало его суть. Думаю, «Банк Закрытие» будет в самый раз – лаконично и изящно.
«Аз есмь альфа и омега, начало и конец, Открытие и Закрытие» — скажет нам ЦБ, а мы по-прежнему будем сидеть и завороженно наблюдать, как под красивые слова куда-то в неведомые офшорные дали уходят наши триллионы..
Или я ошибаюсь?
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0