Ровно неделю назад я вернулся из Красноярска, где вёл сразу два тренинга подряд: «Мотивация персонала» и «Тараканьи бега». Привёз оттуда кучу впечатлений и в очередной раз убедился, что такие поездки — одна из главных причин, по которым я выбрал профессию консультанта и бизнес-тренера. Выбрал, и не ошибся.
Я понял, что слишком много пишу о политике и экономике, и слишком мало — о личном. О том, чем занимаюсь, где бываю, чем живу, какие мысли и чувства это у меня вызывает. Попробую исправиться и рассказать вам о последней поездке.
Что Красноярск — место особое, видно даже из новостей. Вот три последних, что выдал мне Google: «Красноярка вошла в сотню самых сексуальных женщин страны», «Красноярка с молотком нападала на мам с детьми», «Дворник из Красноярска уже два года идет пешком до Сочи».
В общем, в Красноярске живут красивые, но суровые женщины и очень упорные мужчины. Наверное, таким и должен быть народ из самого сердца России. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что Красноярский край (размером больше четырёх Франций) делит территорию РФ ровно пополам.
Расстояние до следующего крупного города, Иркутска — в 1000 с лишним километров — даёт представления о том, насколько велика Россия и как она, на самом деле, мало заселена.
На всей огромной территории Красноярского края живёт всего 2,8 миллиона человек – половина Петербурга. То есть плотность населения в Красноярском крае примерно в 103 раза ниже, чем в той же Франции.
А если учесть, что больше трети всего населения Красноярского края живёт в самом Красноярске, то картина и вовсе поражает воображение: тысячи километров тайги, величественный Енисей, поросшие соснами сопки и — ни души кругом. Рай интроверта, одним словом.
Люди в Красноярске душевные, а организатор тренингов — Яна Желнина из лучшего, на мой взгляд, в городе консалтинг-центра “Резон” проявила поистине беспрецедентное гостеприимство. Как она успевала одновременно обо всём позаботиться, всё скоординировать, всё проверить и найти время, чтобы покатать меня по окрестностям — ума не приложу.
Архитектурных достопримечательностей в Красноярске не много, хотя городу без малого 400 лет. Самая узнаваемая — часовня, изображённая на купюре в 10 рублей. У нас, в Петербурге, бумажные десятки найти сложно, больше распространены монеты, а в Красноярске бумажный червонец это, практически, визитная карточка города.
Ещё одна достопримечательность — плотина Красноярской ГЭС. До этого я был ещё только на одной ГЭС — на реке Колумбия, рядом с Портлендом, США. Разница между ними колоссальная.
Нет, сами плотины почти одинаковые, обе электростанции — стратегические объекты и всё такое. Вот только по американской плотине можно прокатиться на машине, на территории американской ГЭС есть музей пионеров дикого запада и ферма по разведению лосося, а под саму плотину можно спуститься, чтобы через подводные окна посмотреть, как через специальные обводные пути мигрирует лосось. У нас об этом можно только мечтать: режимный объект, посторонним вход воспрещён, стой, кто идёт! Обидно, конечно.
Зато в Красноярске есть Эйфелева башня. Маленькая, но своя. Судя по множеству висящих на ней маленьких замочков, это излюбленное место свадеб. Вообще, замочки в туре по Красноярску меня буквально преследовали. Такое ощущение, что туристы и молодожёны в любом городе мира пользуются одними и теми же путеводителями.
Красноярск готовится к универсиаде 2019 года, поэтому повсюду строятся спортивные объекты, а на улицах перекладывают плитку. Судя по качеству её укладки и размеру ремонтируемых площадей, у старого мэра Красноярска недавно появилась новая вилла в Италии.
Не буду утомлять вас описанием местных достопримечательностей, расскажу лучше о работе, тем более, что тут тоже всё оказалось не совсем обычно.
На тренингах по мотивации персонала участников чаще всего интересует тема материального стимулирования: сетка окладов, изощрённые схемы премирования, тонкости постановки показателей эффективности, оптимальная периодичность выплаты бонусов и так далее.
Мне эта тема тоже очень интересна, мы уже много лет создаём системы материального стимулирования персонала и даже сделали свою собственную методологию под названием “Мотивационный конструктор” для быстрой разработки мотивационных схем.
В Красноярске было всё наоборот — участникам больше хотелось узнать о нематериальном стимулировании. Отчасти в этом виновата специфика города: здесь много крупных предприятий с головными офисами в Москве. Соответственно, что-то серьёзно поменять в системе стимулирования часто можно только оттуда.
Ещё одна версия — что сибиряки в принципе работают не за деньги. Или денег хватает, так что они уже перестают мотивировать. Выбирайте из этих вариантов любой или даже все одновременно — как вам больше нравится.
Самой сложной темой ожидаемо оказалось наказание. Во-первых, это действительно непросто, а во-вторых, выяснилось, что игравшие роль руководителей и “наказывавшие” во время упражнений своих “подчинённых” испытывали более сильные отрицательные эмоции, чем те, кто подвергался “наказанию”.
Так, в принципе, и должно быть, если руководитель не садист или психопат, а среди слушателей в этот раз их точно не было.
Не обошлось и без курьёзов. Во время тренинга участники фотографировали слайды и тут же делились ими с друзьями-коллегами через WhatsApp, а те, в свою очередь, распространяли их дальше. Это нормально, я не против, но один из слайдов, на мой взгляд даже не особенно провокационный, попал в местный HR-овский чатик, где тут же разгорелась жаркая дискуссия.
Обсуждали и содержание слайда (как можно вообще такое людям показывать?!), и качество визуализации (фу, и что это за слайды вообще — рисунки детские, надписи корявые?), и личность тренера (а, так это тот самый Жартун!).
К счастью, людей с чувством юмора и хорошим вкусом в Красноярске оказалось больше. Им это слайд понравился, поэтому в апреле я снова приеду в Красноярск, на этот раз — с тренингом по презентациям.
После тренинга по мотивации был вечер отдыха и подготовки к следующему тренингу — уже по личной эффективности.
Яна подарила мне книжку про Хюгге (что это такое — отдельный разговор), а отель Ibis порадовал комплиментом — бутылочкой Pinot grigio и вкусняшками. И то, и другое было чертовски приятно, спасибо, дорогие! К комплименту прилагалось написанное от руки сопроводительное письмо, номер был уютным, а кровать большой, так что если бы не быстрый и стабильный wi-fi, второй день я встретил бы бодрым и отдохнувшим (шутка).
Тренинг начался с минутки самолюбования. Подразумевается, что мы говорили о смысле жизни, глубинных ценностях и сильных целях, но вы-то меня знаете, так что скрывать тут особенно нечего.
Ппотом мы перешли к более прикладным задачам: как бороться с прокрастинацией, как восстанавливать энергию, и как прислушиваться к своей интуиции. Надеюсь, хотя бы этот слайд не попадёт к случайным людям, не посетившим тренинг, и не читавшим Тима Урбана, иначе прямо из Красноярска за мной выедут суровые сибирские санитары.
После тренингов положено торжественно вручать сертификаты участникам, жать им руки и говорить напутственные слова. Но в какой-то момент в этой отлаженной системе произошёл сбой, всех захлестнули эмоции, и у нас начались обнимашки. Очень приятно, очень душевно, очень тепло, вот только жена теперь сомневается, стоит ли отпускать меня в Красноярск одного.
Удовольствие от тренингов получили все, и я — в первую очередь. Работать бизнес-тренером это как быть рок-звездой. Разница только в том, что людей на тренинг собирается меньше, чем на концерт, зато не обязательно пить, употреблять наркотики и вступать в Клуб 27.
В общем, я думаю, что бумажные десятки пора окончательно изымать из обращения: для города, в котором живут такие люди, просто нет и не может быть достойного номинала — число такого размера просто не поместится ни на одной купюре.
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0