..Понимаете, Игорь, вас всех готовили в космонавты. Должны были появиться десятки, сотни миллионов космонавтов — все, кто мечтал об этом. Вы ведь не думаете, что дети сами решали, что они хотят быть космонавтами? Трехлетний ребенок не может проснуться утром и придумать, что он хочет летать в космос. Детям объяснили, о чем они должны мечтать. Это было частью подготовки. Какая-то грандиозная операция — колонизация дальнего космоса, геноцид инопланетян. Не помню, что именно. Потом, конечно, пришел кто-то умный, планы поменялись, вы оказались не нужны. Переподготовкой, конечно, никто не стал заниматься — лишние расходы. Кто выживет, тот выживет. Это как в фильмах про киборгов, которых вырастили безумные ученые и оставили маяться, когда Пентагон перестал финансировать программу. Они бродят по огромным парковкам возле моллов и что-то ищут в небе. Вы пытаетесь понять, почему все так нелепо и нескладно, почему хочется футбол и лететь с балкона, ломая ветки тополей. Просто вас готовили совсем к другому. Ваши дети будут космонавтами. Ваши внуки будут космонавтами. Вы пишете книжки о космонавтах и для космонавтов, и все картины, все фильмы, вся музыка — это разные истории о Гагарине, который проспал 12 апреля. Глухой Циолковский и мертвый Гагарин — вот кто правит вашим миром. Странно, что вы еще живы. То есть вы молодцы, конечно, но вас очень жалко..
Простите за очень длинный эпиграф, друзья, но мне очень нравится этот текст. Он не серьёзный, но есть в нём что-то важное про безысходность и тоску людей, не нашедших своё призвание. Не знаю, как вам, а для меня очень важно не просто зарабатывать деньги, а заниматься любимым делом. Я уже писал про выбор профессии (о типичных сценариях этого выбора), но недавно Таня Гольцман попросила меня набросать пару слов о профориентации.
Сама идея того, что можно (и нужно) помогать людям в осознанном выборе профессии меня увлекла. Я, разумеется, ничего не знаю о профориентации, но своё мнение у меня есть по любому поводу. Поэтому я сел, подумал и вот к чему пришёл:
Всю свою жизнь я любил физику, поступать собирался в медицинский, документы отдал на юридический, а поступил в итоге на отделение международных экономических отношений, так что специалистом в области профориентации меня можно считать только с большой натяжкой.
Тем не менее, я искренне считаю, что нашёл работу своей мечты, хотя процесс осознания этого был не простым и не быстрым.
Если считать, что задача профориентации — помочь молодому человеку найти любимую работу, то о инструментах профориентации можно не беспокоиться — всё уже давно придумано.
Я не имею ввиду различного рода тесты и скучные рассказы о профессии в исполнении людей, которые ей никогда не занимались либо в глубине души её ненавидят — это, как раз, идиотизм чистой воды.
Представьте себе, что по этой же технологии вы выбираете женщину, с которой вам предстоит связать свою жизнь. Заполняете пару опросников, а затем к вам приходит какой-то неприятный человек и рассказывает о том, что есть некая Маша, у неё две руки, две ноги, русые волосы, рост 160см., возраст 30 лет, не курит, играет на балалайке и предпочитает мужчин атлетического телосложения. У вас что-то шевельнётся от этих слов в душе? Не знаю, но мне этого, мягко говоря, недостаточно, чтобы влюбиться в Машу без памяти.
Если продолжить аналогию, то поиск любимой профессии имеет три фазы:
- встреча — увидеть её своими глазами и, возможно, найти в ней что-то такое, что важно и ценно именно для вас;
- знакомство — понять возможные объективные ограничения, которые делают дальнейшие шаги заведомо бессмысленными;
- отношения — узнать больше о ней вещи неочевидные на первый взгляд и прислушаться к себе — устраивает ли вас это.
Со вторым пунктом дела обстоят ещё более-менее благополучно: профессия предъявляет к вам свои требования по здоровью, знаниям, опыту и так далее, вы к ней — свои — по уровню дохода, перспективам, условиям. И с той, и с другой стороны этих требований немного и проверить их не так уж сложно.
Первый пункт — гораздо более серьёзная проблема. Получить достоверную и привлекательную картинку будущей работы очень сложно. Экскурсия по заводу помогает оценить профессию ровно в такой же степени, как взгляд через окно столовой — вкус борща, то есть никак.
Гораздо лучше с этой задачей справляются художественные произведения — фильмы и книги, а так же СМИ. Только вот не видно сейчас хороших фильмов про рабочего и колхозницу, строителя или космонавта. Герои нашего времени это бандиты, менты, чиновники и персонажи американских комиксов на экране IMAX в 3D. Результат соответствующий.
Третий пункт ещё сложнее. У меня лично ушло несколько лет на то, чтобы уже работая консультантом по управлению сделать свой профессиональный выбор (Саша, спасибо). Хуже всего, что никто не может гарантировать удачное попадание в любимую профессию с первого раза, а цена ошибки чрезвычайно высока: 5 лет института плюс 1-2 года работы, чтобы разобраться в себе — итого 7 лет. 7 вычеркнутых из жизни лет, если вы ошиблись с выбором профессии, это очень много — столько дают за тяжкие преступления.
Кстати, проблема выбора профессии, как и проблема выбора любимой женщины это сравнительно новое явление, появившиеся только в последние 100-200 лет — пустяк по историческим меркам. До этого за редкими исключениями всё было довольно жестко предопределено: родился в семье крестьянина — будешь крестьянином, родители сосватали Машу — женишься на ней и других вариантов нет.
Сейчас времена другие, профессию можно выбирать, но процесс выбора профессии ещё не отработан, не вошёл в культурную традицию и обычаи.
Самый критичный момент профориентации — обучение. Цикл обучения самый длинный и затратный — 5 или более лет, и за эти годы человек так и не понимает, какова на вкус его будущая профессия, ведь учёба принципиально отличается от работы. Мне кажется, что образование нужно менять принципиально.
Если пофантазировать, то я бы разбил его на две части. Первая часть длится год, в течение которого молодой человек получат самые основы профессии и проходит различного рода испытания (экзамены). По истечении этого года он получает справку с двумя словами: «не дебил», большой синей печатью и подписью ректора.
Вторая часть начинается, когда с этой бумажкой он становится подмастерьем и получает возможность по 4 часа в день работать в реальной компании (бесплатно или даже приплачивая работодателю). Параллельно он учится, самостоятельно выбирая курсы в самых разных учебных заведениях. Для получения профессии и диплома может быть введено несколько обязательных курсов у сертифицированных преподавателей, а всё остальное — только по желанию.
В результате у подмастерья появится возможность спасти несколько лет жизни, если он ошибся в первоначальном выборе профессии, мотивация к обучению будет принципиально выше, образование будет гораздо точнее соответствовать необходимой ему модели компетенций и занимать меньше времени за счёт отказа от явно лишних знаний.
Возможно, это звучит радикально, но посмотрите на многих людей, добившихся успеха (Джобс, Маск, Бренсон): они бросали университеты, начинали своё дело и очень много учились самостоятельно тому, что считали важным. За этим — будущее.
P.S. Друзья, не забудьте, пожалуйста, подписаться на мой YouTube-канал, если вы разделяете мои мысли и идеи. Ну и про Телеграм не забывайте! Поддержать блог можно здесь.
Комментариев: 0